Десять заповедей оператора
- Не спешить с включением камеры,
не будучи уверенным в достаточной
освещенности объекта и возможности
качественного приема звука.
- Помнить о наличии штатива
и выносного микрофона. Съемку с рук
и использование встроенного микрофона
оправдывает лишь оперативный или иной,
обусловленный замыслом, характер съемки.
- Панорамные кадры обязаны иметь достаточной
длины статику в начале и в конце
кадра каждого плана.
- Проходы героев желательно заканчивать
их выходом из кадра, что облегчает
построение монтажной фразы. Это касается любых
движущихся объектов: животных, автомобилей
и прочее.
- Движущийся в кадре человек должен иметь
законченные фразы движения, и вообще кадры
с движущимися объектами желательно снимать
длинными планами.
- Пластика панорамного кадра обусловлена
темпо-ритмом и настроением, как всего
фильма, так и конкретного
эпизода.
Характер исполнения панорамы,
композиционное ее решение,
да и само направление панорамного
движения определяется не «характером»
оператора, а смысловым и пластическим
содержанием эпизода.
При съемке занятых
какой-либо деятельностью людей, а также
природных ландшафтов и задействованных
в них животных панорамы не только
позволительно, но желательно исполнять
с некоторыми «приостановками», что
позволяет лучше разглядеть происходящее
и сделать некие акценты. В этом случае
механическая «оглядка» явно уступит место
осмысленному «обзору».
- При съемке длинных проходов необходимо
делать время от времени хотя бы
краткосрочные задержки на тех или иных
объектах, деталях, лицах людей, попадающих
в кадр.
Это обстоятельство дает
режиссеру возможность в последующем монтаже
прервать в нужном месте затянувшийся
проход, а не отказываться вовсе
от этого самого кадра из-за
непозволительной длины прохода героя или долгого
панорамного движения камеры.
- Телевизионный кадр диктует максимальное
использование «первого плана» не только при
съемке масштабных, пространственных
и панорамных кадров.
Съемка героев
в живой «жизненной» среде при наличии
«первого плана» создает некий «эффект наблюдения
со стороны», впечатление случайно
подсмотренного кадра.
- Ставка на крупные планы! Она оправдана
не только спецификой телевизионного экрана,
возможностью всмотреться в суть
происходящего в кадре, заглянуть
в глаза герою. Все это абсолютно
верно.
Но плюс ко всему этому
съемка на крупных планах нивелирует
всегдашнюю искусственность съемочной среды
и поведения героев, условность
предназначенной для съемок мизансцены.
В частности, когда идет синхронный разговор
с большим количеством
участников.
На общем плане подобные
режиссерские и операторские «построения»
видны невооруженным глазом, и вся
«творческая кухня», как говорится,
налицо.
Кроме прочего, режиссеру гораздо
легче монтировать синхроны собеседников, когда
те сняты по отдельности,
а не соседствуют в одном
кадре.
В этом случае
не возникает проблем
ни с их позами, которые могут
не совпадать в «стыкующих» кадрах,
ни в самой последовательности
разговора. Возникает полная свобода для
монтажного маневра.
- «Операторское искусство» при съемке
синхронных диалогов.
Как мне кажется, при
съемке синхронных эпизодов, когда задействовано
2, 3 и более беседующих людей, совсем
не обязательно держать в кадре только
«говорящие головы». В том смысле
не менее выразительны бывают и руки,
и детали быта, и лица собеседников,
да и собственное лицо героя, когда он,
замолчав, слушает высказывания своих
партнеров.
Слушающий человек бывает порой
куда более интересен, нежели говорящий.
Ну а зритель, таким образом, получает
параллельно звуковую и зрительную
информацию более объемно, то есть
о 2-х героях одновременно.
Для
режиссера же наличие таких вот кадров
со слушающими друг друга собеседниками дает
возможность в монтаже свободно
маневрировать
их текстами.
А ежесекундные
«броски камеры», когда оператор с собачьей
проворностью хватает синхроны каждого
из вступающих в беседу людей, уже
на третьем или четвертом броске начинает
вызывать зрительное раздражение.
Подобная
демонстрация «мастерства» заставляет думать
об его отсутствии.
А
в остальном, «прекрасная маркиза», все
хорошо! Все «очень хорошо»…